Логопедическая работа - это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность. Формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьный логопед зачисляет их на специальные коррекционные занятия.
Логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи. Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса. Логопед ведет групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия длятся 35-40 минут, индивидуальные - 20 минут.
Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
Основными задачами учителя-логопеда считаю:
- своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
- коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
- предупреждение и профилактика речевых нарушений;
- пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.
Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.). Критерии, по которым формируется группа детей, могут быть различными по возрастному принципу, уровню сформированное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макро- и микро-группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решаются задачи: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
Поскольку, в школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, то в работе использую следующие методы:
Практический: Упражнения: конструирование, например: при устранении оптической дисграфии конструирование буквы из элементов; речевые упражнения; игровые упражнения;
2. Игровой метод: использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Метод наглядности: использование наглядных пособий и технических средств.
Словесные методы: рассказ, беседа, чтение.
В процессе логопедического воздействия использую такие приемы как: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
На своих занятиях при работе над развитием психических процессов учащихся, помимо общеизвестных, использую нетрадиционные методы и приемы такие как музыкальное сопровождение( звуки леса, птиц, моря), аромотерапия, элементы японского самомассажа, дыхательная гимнастика по методу Биологической обратной связи (БОС). В работе использую современные технические средства обучения: такие как аудиозаписи, направленные на развитие слухового восприятия, электронные презентации на ПК, компьютерные игры-тренажеры и т.п., что делает занятия интересными и запоминающимися.