Чем заняться с детьми в весенние каникулы:
В нашем суровом и непонятном климате весенние
каникулы, обычно выпадающие на последнюю неделю марта, с точки зрения погоды
могут быть любыми. В один год в это время уже сошел весь снег и температура
держится на уровне 10 градусов тепла, в другой – еще минус 10, снега и метели,
а в третий – бесконечный дождь разъедает черные плотные сугробы. Значит,
планируя отдых своего чада, нужно учесть все обстоятельства. Но в любом случае
весенние каникулы следует планировать заранее, они ведь короткие – нельзя
терять ни одного дня.
Каникулы – время отдыха! Поэтому дайте ребенку
отоспаться, но при этом все же установите особый «каникулярный» режим дня. Сон
до обеда, а потом сидение до поздней ночи за компьютером или у телевизора не
только не принесут пользы, но и навредят. За неделю организм привыкнет к новому
распорядку, и первые дни новой четверти превратятся в муку, а если еще и
солнышко пригреет, то в школу ходить совсем не захочется. Именно так в
большинстве случаев провоцируются прогулы, количество которых, по данным
школьной статистики, в четвертой четверти значительно возрастает, причем не
только у подростков, но и у младших школьников.
Следите за тем, чтобы ребенок пораньше ложился
спать, создайте для этого подходящие условия: ранний ужин, тихие разговоры,
спокойная музыка. А перед сном в наволочку хорошо бы положить веточку лаванды
или мяты, которые создадут особый расслабляющий эффект и будут навевать сладкие
сны.
Иногда бывает, что необходим и дневной сон.
Причем не удивляйтесь, если он потребуется не малышу, а подростку. Интенсивный
физиологический рост способствует повышению утомляемости, активность падает,
лежание на диване становится главным желанием растущего ребенка. Поэтому если
есть возможность и потребность – пусть подросток, хотя бы в каникулы, поспит
днем. Не зря народная мудрость гласит, что мы растем во сне.
Какой бы переменчивой ни была погода в конце
марта, весна уже наступила, а это значит, что все-таки светит солнышко и воздух
уже немножко прогрет, сугробы тают, бегут ручьи. Кого-то пугает весенняя грязь,
переменная облачность, частые осадки, кто-то опасается простуд и инфекций. Это
объяснимо, понятно и справедливо, и все же не стоит запирать ребенка в четырех
стенах, лишая его свежего воздуха и первого тепла. Дети постарше, подростки так
же нуждаются в этом, как и малыши. После долгой зимы влажный ветерок и ласковые
лучи солнца благотворно влияют на здоровье, тонизируют организм. Насыщение
крови кислородом положительно сказывается на работе мозга, повышает
работоспособность, снижает утомляемость.
Ну а еще какую пользу может принести прогулка
мамы и ее малыша-первоклассника по весенней улице? Кажущееся таким
бессмысленным пускание корабликов по грязным ручейкам на самом деле тоже
придумано не просто так. Во-первых, это занятие пробуждает фантазию,
воображение, что очень важно для нормального развития ребенка. Во-вторых, учит
его планировать свои действия, способствует концентрации внимания, оказывает
успокаивающее влияние на нервную систему и тонизирует организм в целом. А
кораблик изготовить тоже умение требуется! Можно парус приделать к щепочке,
можно несколько веточек соединить прутиком, а можно накануне вечером открыть
книжку с оригами. Древнее искусство складывания объемных изображений из обычных
бумажных листов развивает мелкую моторику, пространственные представления,
вырабатывают усидчивость, аккуратность. Существует множество вариантов
«строительства» бумажных корабликов. Вечером строим, а днем устраиваем регату.
Какой из корабликов уплывет дальше, какой дольше всех не потонет, перевезет
больше «грузов»?
И не стоит бояться, что ваш малыш испачкает
одежду, промочит ноги. Просто экипируйте его соответствующим образом: резиновые
сапоги, старая куртка, гидрокостюм, наконец! Тогда, если малышу захочется
потопать по лужам, не надо будет кидаться с криками и упреками к веселящемуся
чаду. Пусть топает! Прежде всего, эта процедура, как ни странно, приобщает его
к миру природы, частью которой он и сам является. А сверх того, учит
координировать движения, контролировать их силу и направленность, свободно
воспринимать собственное тело.
А на солнцепеке уже образовались островки сухого
асфальта. И это очень кстати. Цветными мелками можно рисовать не только
картины, но и повторить буквы, решить пару-тройку примеров. Если же у вашего
ребенка есть проблемы эмоционального плана – рисуйте рожицы с выражениями
различных чувств, портреты знакомых, родственников, сказочных героев,
смешариков. Этот – грустный, этот – обиженный, этот – радостный и довольный.
Умение выражать эмоции и чувства, угадывать их на лицах окружающих необходимо в
общении!
Рисовать на асфальте человечков с ручками,
ножками, глазками и ушками – тоже занятие полезное и увлекательное. Изучить
схему собственного тела, осознать нужность его частей действительно важно.
Известно, что дети, имеющие проблемы с фонематическим восприятием, обычно не
изображают на голове человечков уши. Дети с проблемами мелкой моторики не
считают нужным рисовать на каждой ручке человечка по пять пальцев. Неуверенные
в себе дети не придают значения тому, что ступни их человечков
непропорционально малы. Исправление этих ошибок, привлечение детского внимания
к важности деталей влияет на развитие недоформированных функций.
Итак, в дни весенних каникул светит яркое,
ослепляющее солнце. Его лучи золотят детишкам бледные после зимы щеки, а у
кого-то на носу танцуют веселые веснушки. Издавна любимейшим занятием детворы
было пускание солнечных зайчиков с помощью зеркальца. Взрослым это
времяпрепровождение может показаться пустой тратой времени. Однако и в этом
действии есть свой смысл и польза. Оказывается, пускание солнечных зайчиков
способствует концентрации внимания! А ведь каждый второй родитель жалуется
именно на невнимательность и несобранность своих детей.
Пригревающее весеннее солнце пробуждает к жизни
представителей флоры и фауны. Набухают почки, зацветает мать-и-мачеха,
прилетают грачи, вороны вьют гнезда, просыпаются мухи и бабочки. Сколько
интересного вокруг! Прогулка юного натуралиста в городской парк может оказаться
настоящим научным исследованием! Наблюдать, изучать, объяснять происходящее в
природе – значит развивать познавательный интерес, стимулировать тягу к чтению,
рисованию, систематизации. Как называется этот красивый жучок, торопливо
ползущий по дорожке? А эта птичка, прыгающая по двору? Зачем ворона пытается
открутить кусок проволоки от забора? Почему снег раньше всего начинает таять
вокруг деревьев? Давай-ка найдем ответы на эти вопросы в энциклопедии, в
словаре, в справочнике, в книжке! Давай зарисуем и птичку, и жучка, и травинку!
А как полезен для ребенка опыт ведения письменных наблюдений за природой!
Совершенствуется навык письма, краткости и ясности изложения, умение вычленять
главное из имеющихся фактов. Такая работа окажется гораздо полезнее для
повышения уровня грамотности, чем писание диктантов и выполнение скучных
упражнений.
Весна – время субботников, воскресников,
генеральных уборок. Почему бы именно в каникулы не устроить Праздник Веселой
Щетки? Даже младшеклассник может оказать содействие родителям, орудуя тряпкой,
веником и уж тем более пылесосом. Но этот Праздник можно продолжить.
Дети, как и взрослые, могут страдать от
накопленной за зиму усталости, недосыпания, нехватки витаминов, поэтому
используйте весенние каникулы прежде всего для восстановления и накопления сил.
Здоровый сон, цитрусовые в меню, прогулки на воздухе, контрастный душ по утрам,
массаж помогут в этом деле особенно эффективно.
Последний вечерний час перед сном отводите под
обязательное чтение. Если ваш ребенок любитель книг, это продолжит традицию,
если с чтением есть трудности – выработает привычку. Почитайте вслух, почитайте
по очереди, попросите ребенка почитать кошке или попугаю. Найдите красивую
книжку с короткими смешными историями и яркими картинками. Не гонитесь за
количеством прочитанных страниц, гораздо важнее понимание прочитанного и
эмоциональное переживание. Обсудите вместе с ребенком сюжет, поведение героев,
«приложите» их к собственной жизни, восхититесь мастерством и выдумкой автора.
Глядишь, процесс и пойдет.
Музеи и выставки, зоопарк и цирк, детские
спектакли и боулинг, книжные магазины и аквапарки, кинотеатры и экскурсии
существуют для того, чтобы их посещали. Доставьте радость себе и ребенку, пусть
он поймет, что вы дорожите временем, проведенным в его обществе, уважаете его
мнение, любите его таким, какой он есть! В будние дни и праздники для этого не
всегда можно найти возможность, но в каникулы, как говорится, «сам Бог велел».
Гордиенко Т.В. по
материалам:
Соболева А.Е., Емельянова
Е.Н.,
Школьные перегрузки
|