Развитие
оптико-пространственной и моторной функции
у
учащихся с трудностями в обучении.
Гордиенко Т.В.
Учитель-логопед
ГОУ СОШ № 277
Проблема нарушений письменной речи у младших
школьников – одна из самых актуальных
для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения
превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Каждый год учителя-логопеды проводят
тщательное логопедическое обследование детей поступающих в первый класс.
Ежегодно, среди детей с различными нарушениями речи, выявляется
несформированность мелкой моторики и
оптико-пространственной ориентации.
Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, в
затруднениях при определении правого и
левого, верха и низа. Детям сложно узнавать предметы в контурном изображении, с
наложенным изображением. Им труднее выполнять задания по дорисовыванию верхней
(нижней), левой (правой) части рисунка. При срисовывании сложных предметов они
пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают
линии и части рисунка по отношению друг к другу. Недостаточно четко
ориентируются в схеме собственного тела и схеме тела сидящего напротив.
Наблюдается неустойчивость зрительного
восприятия, сужение поля зрения, потеря строки.
Несформированность
навыков пространственного ориентирования ведет к появлению целого ряда ошибок
на письме. Их можно разделить на
несколько групп:
На
уровне буквы и слога:
-замены
букв по кинетическому принципу: б-д, и-у, у-ч, ч-ъ, а-д, о-а
-смешение
по оптическому принципу:у-д, л-и, в-д, ц-щ, л-м, т-ш, п-т, и-ц, щ-ш.
-неточности
(искажения) в ниписании букв (недописывание элементов букв, добавление лишних
элементов букв, зеркальное написание).
На
уровне слова:
Такие
ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в
последовательность элементов слова. При
этом наблюдаются нарушение последовательности соседствующих букв
(перестановки).
На
уровне фразы:
-ошибки,
связанные с употреблением на письме конструкций с предлогами. При этом ребенку
трудно понимать значение предложно-падежных конструкций при написании. Предлоги
могут заменяться, удваиваться, опускаться.
На
уровне текста:
-Такие ошибки возникают в связи с неумением
определять четкую последовательность
высказывания и сохранять ее в памяти. При написании изложения, сочинения дети
искажают смысл высказывания, меняют местами предложения и целые семантические
части .
Письмо — сложный координационный навык,
требующий сформированности двигательной сферы тонких движений, предметных
действий, их подвижности, переключаемости, устойчивости. При недостатках
моторной координации отмечаются:
•
неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
• трудность формирования траектории движения при выполнении графического
элемента (буквы, цифры геометрической фигуры);
• неустойчивый почерк (неровные штрихи,
различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые,
разно наклонные буквы);
• очень медленный темп письма;
• тремор (дрожание пальцев)
Все эти ошибки у детей с трудностями в
обучении возникают значительно чаще, чем
у нормально развивающихся школьников. Поэтому таким учащимся необходима коррекционная логопедическая помощь
по устранению недостатков пространственного ориентирования и развитие мелкой
моторики.
При формировании оптико – пространственной ориентировки надо
придерживаться следующих этапов работы:
1.
Формирование зрительного гнозиса. Используются такие упражнения как:
-называние
недорисованных предметов
-выделение
предметных изображений, наложенных друг на друга
-нахождение
заданной фигуры среди других
-складывание
разрезных картинок. Вместо предметной
картинки можно взять любые фотографии: города, школы, класса, обложки от набора
картона, старые картинки из настенных календарей и т.п. Сами разрежьте картинку (фотографию) на 4, 8, 12 частей и предложите ребенку сложить ее. На моих
занятиях детям очень нравится собирать
такие картинки сделанные своими руками.
Эти упражнения можно использовать в
качестве организационного момента или
ввода в новую тему. Например, зашумленные буквы, недорисованные животные,
цифры.
2. Развитие способности концентрации и
переключения зрительного внимания:
-
медленное перелистывание правой рукой в течении минуты страницы книги с
иллюстрациями (запоминая их), а левой рукой писать буквы.
-Игра
«Счет с помехой»: логопед называет цифры, например, от 1 до 5, а ученик записывает
их на листе в обратном порядке (произносим 1, пишет 5 и т.д.).
3.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же
последовательности, в которой они формируются в онтогенезе: формирование
ориентировок ребенка в собственном теле, формирование ориентировок в окружающем
пространстве.
Дифференциацию правых и левых частей тела начинаем с выделения ведущей руки.
Используются следующие виды заданий:
-Поднять
то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу
левой, правой рукой.
-Показать
левой рукой правый глаз, правое ухо, левый глаз; показать правой рукой левый
глаз, левое ухо.
Формирование ориентировок в окружающем
пространстве осуществляем в следующей
последовательности: определение пространственного расположения предметов по
отношению к самому ребёнку; определение пространственного расположения
предметов, находящихся сбоку от ребёнка; определение пространственных отношений
между 2-3 предметами.
-Назвать
предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз,
снизу вверх;
-Расположить
предметы в пространстве по предложенной схеме;
-Самостоятельно
описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к
другим.
-Чтение
слоговых таблиц. Ребёнок читает слоги в том направлении, которое задаст
ведущий: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх.
-Написать
определённые буквы справа или слева от вертикальной линии.
-Положить
кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставить точку.
-Нарисовать
кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку.
Все
упражнения вводятся в игровые ситуации (помощь сказочному герою, путешествия по
сказочной стране, викторины).
Развитие мелкой
моторики.
При развитии мелкой моторики важна
точность выполнения движений. Общеизвестно, что для развития пальцев ребёнка
очень полезны такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление
аппликаций из бумаги, природного материала, работа с ножницами, пришивание
пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
Работу по развитию моторики следует проводить в трёх направлениях: развитие статической
координации, развитие динамической координации, развитие двигательной памяти.
Развивая статическую координацию
(удержание кисти руки в определённой позе), мы используем следующие упражнения:
-«Очки»
- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединяя
их у глаз.
-«Флажок»
- большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
-«Пчела»
- указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.
-«Лодочка»
- концы пальцев направить вперёд, прижимая ладошки друг к другу, слегка
приоткрывая их.
Далее переходим к развитию динамической
координации – способности к переключению
с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную
работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук. Для леворуких детей
сначала упражнение отрабатываем на левой руке, до
достаточного автоматизма, потом на правой. Затем проводится обеими руками
одновременно и попеременно.
-«Колечко»
- поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и
т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. Более усложненный вариант: пальцы правой руки начинают перебор
с соединения указательного с большим пальцем, а левой руки с соединения мизинца
и большого пальца руки одновременно.
-«Лезгинка»
- ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону,
кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно
меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций).
-«Ухо-нос»
- левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно
отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Развитие двигательной памяти осуществляем
на основе отдельных движений, уже отработанных в статических упражнениях.
Автоматизация движений такого типа требует создания новых нейронных сетей.
Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка. При
этом основным речевым материалом могут быть русские народные сказки («Лиса и
журавль», «Репка», «Теремок»), потешки, рассказ которых должен сопровождаться
построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих главных персонажей.
Здесь хочу поделиться еще некоторыми
упражнениями стимулирующего пальчикового массажа, которые использую на своих занятиях. Это японская методика пальцевого массажа.
Она применяется во всех школах Японии, начиная с 2х летнего возраста.
Японский
ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет
на определенный орган: массаж большого пальца – повышает активность мозга,
массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,
массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника, массаж безымянного пальца –
стимулирует печень, массаж мизинца – способствует улучшению сердечной
деятельности, снимает психическое и нервное напряжение. Поскольку нервные
окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом работа рук способствует
психическому успокоению (вязание на спицах) предотвращает развитие утомления в
мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки
при обслуживании докучливых клиентов).
Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему
упражнений для самомассажа. Я лишь немного расширила эту систему дополнительными
упражнениями:
1. Массаж пальцев, начиная с
большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно
поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных
поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками
«марблс»: их нужно
- вертеть в руках,
- щелкать по ним пальцами,
- «стрелять»,
- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
3. Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями
- один орех прокатывать между пальцами
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и
обеих рук (вместо орехов, я использую резиновые массажные шары-ежики разных
размеров)
4. Массаж шестигранными
карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке
- прокатывание карандаша по поверхности стола ладонью
- прокатывание карандаша между ладонями
- сжимать карандаш в кулачке по очереди, разными руками.
5. Массаж «четками» (бусами).
Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают
со счетом, прямым и обратным.
В процессе своей деятельности я нахожусь в постоянном поиске новых идей и
методик применимых в моей работе. Очень понравилась методика графолога
Татьяны Гогуадзе. Части этой методики я
включила в свои занятия.
Татьяна Гогуадзе предлагает использовать контурные раскраски, для исправления почерка и улучшения моторных
функций пальцев рук. Работа с цветными карандашами практикуется ею
как способ высвобождать любые
напряжения и стрессы, которые
создаются внутри человека с нарушениями речи. Раскрашивание контурной картинки
позволяет организовать и направить энергию потенциала в правильном направлении,
что обеспечивает ученику свободное и уверенное движение вперед. Работа с цветными карандашами - это всегда
положительные эмоции, а положительные эмоции способствуют концентрации
всех резервов организма, необходимых для скорого достижения положительных
результатов в работе по исправлению почерка.
Работа с
цветными карандашами повышает чувствительность глаза, улучшает сенсомоторную
активность руки, координацию
движения, что очень благоприятно сказывается на моторном навыке письма, т.е.
почерке; повышает произвольность внимания и выносливость к физическим
нагрузкам.
При раскрашивании контурных картинок
особое внимание Т. Гогуадзе
уделяет следующим составляющим этой деятельности:
1.
Мышечный контроль.
Нужно следить за тем, чтобы были напряжены лишь те мышцы, которые
непосредственно участвуют в ходе выполнения задания.
2.
Внутренняя работа.
Раскрашивание является медитативным упражнением. Движения нужно выполнять с
полной концентрацией внимания и самоконтроля.
3.
Правильное дыхание.
Базовые требования к дыханию: глубина и его ритмичность. Имеет значение полный
выдох воздуха из легких при выдохе. При этом важно не перестараться.
Контурные раскраски я даю как индивидуально на дом, так и использую
на групповых занятиях. Дети
учатся раскрашивать не заходя за
края контуров и не оставляя белых пятен на рисунке.
Эффективность устранения нарушений речи
связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией
познавательных процессов, формированием
у учащихся графо-моторных навыков
и пространственных представлений.
Со школьниками с которыми проводятся
планомерные занятия на развитие пространственных представлений, а также
графо-моторных навыков происходят
значимые позитивные изменения показателей сформированности
оптико-пространственных функций, мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы.
У них повышается мотивация к обучению в школе, значительно улучшается
графо-моторный навык, на письме не возникает замен букв по оптическому
сходству. Считаю, что работа в данном направлении актуальна, и необходима тем детям, у которых возникают трудности в
овладении навыком письма.
Литература:
1.
Ефименкова
Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,1991г.
2.
Кольцова
М.М., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб.: «САГА», 2002.
3.
СиротюкА.Л.
Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ
Сфера, 2003.
4.
Цвынтарный
В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород: Флокс, 1995.
5.
Ястребова
А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях
с недостатками речи. М.,1996г.
6.
http://www.dyslexia.ru/ Сайт Татьяны
Гогуадзе
7.
http://logopedusia.ucoz.ru/ Сайт Татьяны Гордиенко
(раскраски для раскрашивания)
|